Условия современности таковы, что
дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще
требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать,
вкладывать, информировать, тренировать и т.д.». Дети, обладающие большим
количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
Долг взрослого-помочь ребенку научиться
находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Большое значение для экологического
воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с
природой. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а
в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития
ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с
дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем
экологии.
В соответствии с новыми ФГТ
организация образовательного процесса происходит не через систему занятий, а
через другие формы образовательной работы с детьми. ФГТ вносит существенные
изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных
частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной
деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание
оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и
качественное образование. Особая роль отводится игре. Игра позволит ребенку
больше запомнить, узнать много нового. Полученные в процессе такого обучения
знания, как правило, способствуют прочному усвоению учебного материала.
На достижение целей
интеллектуального развития и познавательных интересов дошкольников направлено
содержание образовательной области «Познание», способствующей развитию
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности,
формированию целостной картины мира, а также расширению их кругозора. Это
направление непосредственно связано с экологическим воспитанием дошкольников.
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию
дошкольников можно использовать такие виды технологий как проектные методы;
социально-игровые методы (дети учат друг друга); использование компьютерных
технологий. Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками
является применение ИКТ, а именно мультимедийные презентации. Так, например, при
знакомстве с многообразием каких-либо конкретных явлений природы желательно
использовать слайды с изображением живой и неживой природы. Они способствуют
более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях
окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель,
выделять характерные признаки в растениях и животных. Мультимедийные
презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему
опорных образов, основанных на ассоциативных и фактографических видах памяти
детей, наполненных структурированной информацией.
Одной из новых наиболее эффективных
инновационных технологий стал метод проектов, дающий возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная
деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может
быть решена прямым действием.
Экологическая тропа — это тоже одна
из форм нетрадиционного обучения. Это специальный образовательный маршрут по
территории ДОУ в природных условиях, где есть экологически значимые природные
объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных
природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
«Экологический театр» способствует
развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного
поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Организация
образовательной деятельности «экологическим театром» предоставляет возможность
не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Задачами экологического театра являются привлечение внимания к проблемам
окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в
активную природоохранную деятельность.
Все
эти формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать
гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными
с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими
практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в
разнообразной изобразительной и игровой деятельности.
|