«Скажи по-другому»
Цель: развитие мышления,
сообразительности; воспитание умения быстро подбирать близкие по смыслу слова
— синонимы.
Ход игры. Воспитатель
называет какое-либо слово, дети должны подобрать к нему синонимы. Выигрывает
тот, кто назовет больше синонимов.
Варианты игры: «Скажи
наоборот» — подбор антонимов, «Подбери эпитеты» - подбор прилагательных,
«Назови действия» - подбор глаголов.
«Подбери слово»
Цель: развитие мышления,
сообразительности, воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры. Воспитатель,
обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно
шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают
ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Организовать игру можно по кругу,
передавая друг другу камешек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной
палочки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен заплатить
штраф-фант, который выкупается в конце игры.
«Да — нет»
Цель: воспитание логического
мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки.
Ход игры. Угадывание
предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На
все вопросы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий,
который на время удаляется из игровой комнаты. Дети вместе с воспитателем загадывают
какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот
предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он
изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать
вопросы логично, делать правильные выводы.
«Придумай предложение»
Цель: развитие быстроты мышления и
речевой активности.
Ход игры. Дети
и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать
предложения. Я назову какое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать
предложение с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и передам камушек
Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем
он назовет свое слово и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложении
должно употребляться в такой форме, в какой его предлагает загадывающий.
По мере освоения игра
может усложняться: можно придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов
с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает
воспитатель.
«Четыре стихии»
Цель: развитие внимания,
связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры. Дети
сидят на стульях по кругу. По команде воспитателя дети выполняют определенное
движение руками, такими, например, как:
Команда «Земля!» —
дети опускают руки вниз.
Команда «Вода!» —
дети вытягивают руки вперед.
Команда «Воздух!» —
дети поднимают руки вверх.
Команда «Огонь!» -
дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Звук потерялся»
Цель: развитие внимания, развитие
фонематического слуха.
Ход игры. Воспитатель
называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук,
без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны назвать, какой
именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в
кругу: воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с
правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенных
букв пишется на доске, дети должны вписать нужные буквы и прочесть слово
целиком.
«Кузовок»
Цель: развитие слухового внимания,
мышления, сообразительности; активизация словаря.
Ход игры. Воспитатель
ставит на стол корзинку, коробку, ящик и объясняет детям, что это кузовок, а
класть в кузовок можно только слова, которые заканчиваются на — ок. Каждый положит в кузовок
то, что захочет, и передаст кузовок соседу: «Кладу в кузовок цветок, грибок,
молоток, спичек коробок и т.д.». Кто обмолвился, отдает фант. Игра
заканчивается разыгрыванием фантов.
Когда дети достаточно
освоят эту игру, можно предложить им другие условия: положить в кузовок слова,
которые заканчиваются на —ка,
—ек, и т.п., или слова, начинающиеся
на какую-то определенную букву.
«Кто быстрее соберет?»
Цель: развитие зрительно-моторной
памяти.
Ход игры. Воспитатель
раскладывает на столе 5 разных предметов, например: ключ, расческу, ручку,
коробку с карандашами, кисточку. Кому-то из ребят завязывают глаза, и он должен
с максимальной быстротой, но не более, чем за минуту, собрать эти вещи в том
порядке, в котором их называет воспитатель. Воспитатель может поменять положение
предметов, и их по очереди должны собрать другие игроки. Тот, кто сделает это
быстрее других, считается победителем.
«Что изменилось?»
Цель: тренировка наблюдательности,
развитие зрительной памяти.
Ход игры. Играть
лучше всего группой по 7—9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту.
Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает
запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1—2 минуты. После
этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие
в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.
Затем по очереди вызывают водящих.
Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто
заметил больше изменений.
«Пора идти за покупками»
Дидактическая задача. Развитие
фонематического слуха. Умение определить место звука в слове. Запоминание
букв. Развитие внимания и умения слушать.
Материал. Мешочек
с набором пластмассовых букв. Игровое поле с изображенными на нем полками
магазина и разнообразными покупками. Пластмассовые, деревянные или бумажные
фишки различных цветов и форм.
Игровые правила. Соблюдение
очередности. Заранее оговаривается, возможна ли помощь со стороны других
игроков.
Игровые действия. Правильное
определение первой (второй, третьей, последней...) буквы слова, выставление
своей фишки на нужную картинку.
Руководство. Буквы
складываются в мешочек. Воспитатель говорит: «Мы сегодня отправляемся в
магазин за покупками. Но чтобы купить какую-нибудь вещь, необходимо узнать, с
какой буквы она начинается. Я опускаю руку в мешочек и достаю букву для Алины.
Алина, что это за буква? Найди на полках товар, начинающийся с той же буквы».
Игрок должен подумать, что можно «купить» на эту букву, выбрав предметы,
названия которых начинаются с нее. «Купив» вещь, игрок помечает ее своей
фишкой. В конце игры фишки подсчитываются.
Примечание
• Инструкция может
быть и такой: «Я достала из мешочка букву... Ты сможешь купить товар, если в
его названии эта буква стоит на втором (третьем и т.д.) месте».
• Игроки могут и сами
по очереди вытаскивать буквы из мешочка.
• В эту игру с успехом
могут играть и дети младшего школьного возраста. Но для них необходимо
называть букву, вынутую из мешочка. Тогда дети смогут запоминать буквы в
процессе игры.
• Эту же игровую
карту можно использовать для развития пространственных ориентировок, отношений:
«между», «справа», «слева», «под», «над» и др.
• Можно построить
игру следующим образом. Один из игроков задумывает слово, обозначающее предмет
на игровом поле, и называет остальным его первую (вторую... последнюю) букву.
Играющие должны догадаться, что за предмет он загадал.
• Расположите буквы в
разных местах комнаты. Игроки должны проверить, правильно ли разложены буквы;
например, они должны снять букву «к» со стола и положить в кресло и т.д. Чтобы
сделать игру более живой, можно установить контрольное время.
«Танграм»
Дидактическая задача. Развитие
пространственных отношений, умения менять пространственное положение фигур с
тем, чтобы получить заданную или задуманную геометрическую композицию.
Развитие воображения.
Материал. Карты
с образцами геометрических композиций. Раздаточный материал для геометрических
мозаик (по количеству детей).
Руководство. Данные
игры включают в себя два уровня сложности. Первый уровень: на образце задана
последовательность соединения геометрических фигур в композицию, отчетливо
видно место каждой фигуры в композиции. Второй, более высокий уровень: дан
общий контур композиции, к его построению ребенок должен прийти самостоятельно.
«Сколько недостает до 10?»
Цель игры: закрепить
знания о составе чисел от 2 до 10, закрепить навыки сложения и вычитания в
пределах 10; развивать логическое мышление.
Материал. У каждого ребенка карточка. В верхнем
ряду в клетках карточки записаны цифры от 1 до 9, но не в порядке следования
числового ряда. Под ними пустые клеточки. У каждого ребенка конверт с цифрами
от 1 до 9.
Содержание игры. Воспитатель
дает каждому ребенку карточку и конверт. По его команде все начинают заполнять
клеточки нижнего ряда карточки так, чтобы сумма чисел в верхней и нижней
клеточках равнялась 10. Выиграл тот, кто первым заполнил все клеточки и сделал
это быстро.
|