Среда, 17.10.2018, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь воспитателю » Консультации

«Содержание опытно-экспериментальной деятельности»
05.01.2014, 14:49

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1.      специально-организованное обучение в форме занятий;

2.      совместная деятельность взрослого с детьми;

3.      свободная самостоятельная деятельность детей

Рассмотрим следующие формы работы:

1.      Занятия;

2.      Плановые эксперименты;

3.      Дидактические игры;

4.      Беседы;

5.      Наблюдение и труд;

6.      Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой  форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в "Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка:  ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте  можно выделить следующую структуру:

Ø  Осознание того, что хочешь узнать;

Ø  Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

Ø  Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;

Ø  фиксирование результатов, анализ полученных данных;

Ø  словесный отчет об увиденном,  формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы.

В блоке организованного  обучения проводятся занятия обобщающего характера, итоговое – проводится 1раз в месяц.

Цель: обобщить знания,  полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога  и детей.

Они стимулируют  познавательную и творческую активность детей и в полной  мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке  свободной самостоятельной деятельности  предполагает в первую очередь создание  педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая  детей  предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в "лаборатории” и в "Уголке природы”, используя пособия и  материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Для работы с детьми  отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

v Методы повышающие познавательную активность.

          Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

          Наиболее эффективными методами этой  группы являются - элементарный  и  причинно-следственный анализ, сравнение,  моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

v Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно–игровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

v Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение,  метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. всё, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

 

Категория: Консультации | Добавил: Лютенко
Просмотров: 1699 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0