Содержание
опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков
педагогического процесса, это:
1.
специально-организованное
обучение в форме занятий;
2.
совместная
деятельность взрослого с детьми;
3.
свободная
самостоятельная деятельность детей
Рассмотрим
следующие формы работы:
1.
Занятия;
2.
Плановые
эксперименты;
3.
Дидактические
игры;
4.
Беседы;
5.
Наблюдение
и труд;
6.
Работа
в лаборатории.
Форма организации детей может быть:
индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается
подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и
эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и
зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или
в "Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном
предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые
проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного
наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно
выделить следующую структуру:
Ø Осознание того,
что хочешь узнать;
Ø Формирование
задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание
инструкций, прогнозирование результатов;
Ø Выполнение
работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
Ø фиксирование
результатов, анализ полученных данных;
Ø словесный отчет
об увиденном, формулирование выводов.
Блок совместной деятельности
взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные
опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться
эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений
о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
С детьми проводится
экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
В блоке организованного
обучения проводятся занятия обобщающего характера, итоговое – проводится 1раз в
месяц.
Цель: обобщить знания,
полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым
и индивидуально в свободной деятельности.
Экспериментальные занятия
построены на совместном творчестве педагога и детей.
Они стимулируют
познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают
требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в блоке
свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь
создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности
детей.
Окружающая детей
предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную
активность дошкольника.
Дети проводят опыты в
"лаборатории” и в "Уголке природы”, используя пособия и материал для
проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических
играх, а результаты опытов – в изодеятельности.
Для работы с детьми
отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить на
группы:
v Методы
повышающие познавательную активность.
Эти методы позволяют формировать
заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои
знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить
способ познания и применить его.
Наиболее эффективными методами
этой группы являются - элементарный и причинно-следственный
анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод
повторения, решение логических задач, исследование.
v Методы,
повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы
новизны, проблемно–игровые приемы), сочетание разнообразных средств,
например: проведение опыта и зарисовка его результата.
v Методы коррекции
и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение
упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод
обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. всё, что позволяет
выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).
Работа по данной теме требует от
педагога демократического стиля обобщения.
Общение с детьми, в ходе
проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный,
доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и
активному познанию.
|