Среда, 17.10.2018, 06:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь воспитателю » Консультации

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи в детском саду
[ Скачать с сервера (0.0 Kb) ] 23.02.2016, 15:41

   Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит, прежде всего, от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий по родному языку. Только на основе артикуляционно - правильной, дикционно - четкой и ясной речи можно выработать и интонационно выразительную речь. 
   При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от  2 до 10  мин. 
   На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии. 
   Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. 
   Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребёнок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. 
   Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. 
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 мин, и таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. 
   Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить в занятие игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе. 
   Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола  хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. 
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом  хотеть как во множественном числе, так и в единственном, или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского. 
   Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приёмы, как: 
 1.    Образец речи педагога. 
2.    Указания. 
3.     Мотивировка учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напоминаю вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок». 
4. Сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. 
5.    Сопряженная речь, отраженная речь. 
6.    Исправление, подсказка. 
Планируя работу, воспитатель может по необходимости заменять одни тексты другими, в большей мере отвечающими языковым задачам данного занятия. При этом тематика, идейно-нравственная направленность, содержание и художественные достоинства нового произведения должны быть аналогичны заменяемому. 
   Планируя занятия по родному языку, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей. 
   Так, в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений, представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания-сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих. 
   Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложения, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих групповую комнату, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада. 
   Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает при¬думать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию. 
   Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах - на словесные дидактические игры. 
   Метод пересказа широко используется в работе с детьми,  начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений - отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы. 
    Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру: 
1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). 
2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.) 
3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 
4) Подготовительная беседа (разбор произведения). 
Цели беседы: 
- уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов); 
- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы); 
- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 
   Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5) Повторное чтение , суммирующее  результаты разбора. Иногда перед   ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 
6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд)  
7) Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка). 
   На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый - новый для детей, сравнительно легкий; второй -  уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей. 
Приемы пересказа: 
1.     Образец чтения произведения. 
2.     Вопросы к детям. 
3.     Объяснения, указания. 
4.     Упражнения - индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. 
5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала - все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. 
6.     Подсказ слова или фразы воспитателем. 
7.     Совместный пересказ педагога и ребенка. 
8.     Отраженный пересказ. 
9.     Пересказ по частям. 
10. Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1-2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется ... », «Я советую Сереже ... », «А может быть, лучше ... » и т. д. 
11.     Пересказ по ролям (в лицах). 
12.     Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. 
    Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению. 
   Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении - основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на этом занятии сопутствующими задачами. 
   Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы. 
   При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др. 
   При проведении занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегчённом или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра - драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на в детском саду. 
   При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степени абстрагирования): 
- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);
 - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); 
- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация. 
   Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия. 
   Особое место в плане (конспекте) занятия занимает текстовый дидактический материал - сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы,  чистоговорки. Этот материал  по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.). 
   Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач. 

 

Категория: Консультации | Добавил: Лютенко
Просмотров: 984 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0