Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: - Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Новые пальчиковые игры ЗАЙЦЫ Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим!», Двое прошептали «Давайте помолчим!», Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» А двое вдруг спросили: | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. | «Вдруг выстрелит он — «Бах»?» «Бах» — выстрелил охотник, Нажав ружья курок, | Хлопаем в ладоши. | И десять серых зайцев Пустились наутёк. | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
ЖУЧОК Этот маленький жучок по земле* гуляет, Листик сладенький найдёт | Перебирать пальцами по ступням | И его кусает. | Щипать ступни | Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. | Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей) | Этот маленький жучок по траве* гуляет… | Перебирать пальцами по коленям | Этот маленький жучок по кустам* гуляет… | Перебирать пальцами по животу | Этот маленький жучок Выше залезает, | Перебирают пальцами по груди | Вот он ямочку нашёл, | «Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи | Лёг и отдыхает. | Пальчики сжимаются в кулаки | Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. | Опускаем голову вниз, глаза закрываем |
ШАРИК В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала «шарик» правая рука, затем — левая. Вот шарик маленький смешной, | Кончики пальцев соединить (шарик). | Он хочет поиграть с тобой. | «Показывают» шарик (вращательные движения кистью). | Он вверх летел, он вниз летел И на твою макушку сел.* | Движения в соответствии с текстом | Он вверх летел, он вниз летел …И на твой носик шарик сел… | Движения в соответствии с текстом | Он вверх летел, он вниз летел На твой животик шарик сел | Движения в соответствии с текстом | Он надоел, и вот смотри: Игла явилась раз, два, три. | Вытянуть указательный палец другой руки | И вот один короткий взмах, | Кольнуть «шарик» | Игла кольнула, шарик — бах! | Хлопнуть в ладоши |
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ Двое толстых поросят За воротами стоят. | Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять. | Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. | Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста. | Двое толстых поросят Снизу в щёлочки глядят, | Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. | Бегают туда — сюда: «Где же вкусная еда?» | Поднять большие пальцы, качать ими. | Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат, | Стучать большими пальцами по ладошкам. | Вдруг открылась эта дверь: | Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола. | «Можно выбежать теперь!» | Большие пальцы стучат по столу. | Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: | Вращать большими пальцами | «Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!» | Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри»корыта», гладить ладони. |
|