Пояснительная записка
Актуальность
Сегодня одним из приоритетов модернизации образования является создание таких педагогических условий, при которых происходит развитие активной, самостоятельной, с творческим потенциалом личности ребенка. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования закрепляют необходимость развития у детей сотрудничества, умения работать в команде сверстников.
Робототехника - это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Использование робототехнического конструктора ЛЕГО WeDo в образовательной работе с детьми выступает в первую очередь оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. В том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Конструкторы ЛЕГО WeDo вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения. Учит детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждает интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Новизна занятия заключается в том, что обучение направлено не только на конструирование «Умных» игрушек, но и изучение базовых принципов программирования на компьютере, освоение первичных навыков работы с механизмами (с моторами и датчиками), моделирование собственных игрушек, что позволяет детям почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами. Они получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Представленный конспект занятия составлен в соответствии с программой «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А Васильевой, и включено в содержание образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Знакомство с окружающим миром».
Конспект разработан в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности
- Принцип доступности
- Принцип психологической доступности
Цель занятия: развитие конструкторских умений средствами робототехники.
Программные задачи.
Обучающие:
- Познакомить детей с весенними изменениями в природе, закрепить в сознании детей признаки весны
- Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания: работа в коллективе, в малой группе.
Развивающие:
- Развивать конструкторские навыки, творчество и самостоятельность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать коммуникативные навыки: участия в беседе, обсуждении.
Воспитательные:
- Воспитывать сотрудничество и доброжелательность между сверстниками
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш друг Ведоша! Теперь он живет в волшебной лего-стране, которую вы для него сконструировали. Он благодарит вас за то, что у него теперь есть дом и много друзей.
-В этой волшебной лего-стране произошли изменения. Давайте посмотрим и расскажем, какие весенние изменения в ней произошли (дети называют признаки весны).
Ответы детей
1.Бегут ручьи
2. На деревьях появились почки
3.Медведь с медвежатами вылез из берлоги, зайка поменял шубку на серую,
4. Появились первоцветы подснежники, одуванчики, мать и мачеха,
5.Тает снег, и уже видна земля, асфальт.
6.Ярко светит солнышко
Но в лего-стране кого-то не хватает. А кого мы узнаем, разгадав ребусы Ведошы. Для этого вы должны разделиться на пары. Ну что, ребята, разделились. Я вам раздам карточки, на которых зашифрованы слова. Они состоят из первых букв изображенных картинок. Разгадайте их. (Дети разгадывают).
- Назовите, какое слово у вас получилось (ответы детей). Как можно назвать их одним словом? (ответы детей). Птицы
-Ребята, в народе говорят "птицы вестники весны". Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).
-Максим знает пословицу о птицах "Если грач на горе, то весна во дворе".
-Мы с вами уже много знаем о птицах. А Илюша сегодня нам приготовил новую информацию о перелетных птицах, которую он нашел совместно с мамой. (Рассказ Ильи). Очень интересно!!!
-Сейчас предлагаю вам немного поиграть.
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка,
(2 хлопка.)
Десять птичек — стайка.
( 3 шага.)
Все известны для детей:
Это птичка - соловей,
(Правую руку поднять вверх.)
Эта птичка - скворушка,
(Левую руку поднять вверх).
Серенькое перышко.
(Руки вверх, вниз.)
Это птичка - коростель,
(Правую руку — в сторону).
Это птичка — свиристель,
(Левую руку - в сторону.)
Это — зяблик, это — стриж,
(4 хлопка).
Это - развеселый чиж,
(Руки вверх, вниз).
Ну, а это - злой орлан.
(4 хлопка.)
Птички, птички, по домам
-Сегодня я вам предлагаю дособирать птичек из легоконструктора и оживить Ведошину лего-страну. Для этого мы разделимся на 4 группы. Но чтобы приступить к работе давайте, вспомним правила работы в группе:
1.Работаем дружно, сообща.
2.Собираем последовательно по схеме.
3.Быть внимательными при сборке игрушки.
4.Помогаем друг другу.
-Проходите за столы и начинайте работать.
- Сережа, посмотри, правильно собирает Ваня?
Группа №3 заканчивает сборку птиц, кто из вашей команды будет составлять алгоритм. Сегодня будет Илья. Вы должны договориться, какие операции вы будете программировать, в какой последовательности, продолжительности по времени.
-Ребята кто уже закончил собирать, предлагаю на компьютере составить алгоритм действий вашей игрушки. Проходите к компьютеру.
-Как изменилось ваше настроение с прилетом птиц?
-Ведоша очень рад, что у него в лего стране появились птицы, которые будут радовать его своим прекрасным пением.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Испытывали ли вы трудности при сборке игрушки?
- Сережа, кто тебе помог?
- Никита расскажи, как вы смогли так хорошо вместе выполнить задание?
- Скажите, удобно было вам работать в команде? Почему?
Список литературы:
1.Комарова Л.Г. Строим из (модеирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.: ил.
2.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
3.Программное обеспечение LEGO Education.
4.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г