.Я, Лютенко Юлия Владимировна, работаю
в МБДОУ №9 «Журавушка» в должности воспитателя с 2007 года.
Мое профессиональное кредо:
«Детям отдаю я всё на свете, отдаю от сердца не взаймы, лишь бы
только дети, наши дети, стали бы людьми, были бы людьми!»
Свою профессиональную деятельность
выстраиваю в соответствии с годовым планом функционирования МБДОУ, возрастными
особенностями и возможностями детей.
В данный момент работаю
в группе компенсирующей направленности, с детьми, имеющими речевые нарушения по
программе «Воспитания и обучения детей в детском саду», автор А.М.Васильева. С
данной программой я впервые столкнулась, придя в педагогический коллектив МБДОУ
д/с №9 «Журавушка». Широкое образовательное содержание программы побудило меня
к постановке разнообразных задач в работе с детьми. Для меня является важным
обеспечить единый процесс развития ребенка, открывающий возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Весь образовательный процесс планирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
их здоровья, гибкого режима дня.
Основные направления
работы осуществляю через:
·
личностно-ориентированное взаимодействие
с детьми;
·
создание предметно-развивающей среды, способствующей
познавательному, личностному и эмоциональному развитию ребёнка;
·
использование различных педагогических технологий;
·
взаимодействие со специалистами ДОУ с целью
совершенствования коррекционно-воспитательной работы;
·
установление партнерских отношений с семьёй
каждого воспитанника.
Для реализации
личностно-ориентированного подхода к детям использую метод проектов. Реализация проектной
деятельности осуществляю в игровой форме, с
включением детей в различные виды творческой и практической
деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной
среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах
социальной среды, практически полезные дела, опыты с различными материалами. В
ходе такой деятельности дети не только приобретают опыт социального
взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формируют собственное
представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и
используют полученные знания в своей деятельности, обозначив тем самым свое
становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны
личностного «я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Такая
форма организации обучения позволяет мне повышать эффективность обучения и
воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что
способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и меня,
как педагога. Мне предоставляется возможность осмысления собственного опыта,
совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления
педагогического сотрудничества, направленного на выработку единства требований,
что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса
на основе его проектирования. В работе с детьми были реализованы следующие
проекты:
Ø исследовательско-творческий
проект на тему: «Превращение водицы», направленный на экологическое воспитание
детей средней группы;
Ø информационно
– исследовательский проект на тему: «Умные игры», направленный на
математическое развитие детей старшей группы;
Ø исследовательский
проект на тему: «Моя малая Родина», направленный на формирование социально –
нравственных качеств детей старшего возраста.
В проектной
деятельности в своей педагогической практике использую следующие технологии и
методы обучения дошкольников, такие как:
v Проблемно-поисковый метод применяю
практически во всех видах деятельности дошкольников - преднамеренно создаю
проблемную ситуацию, которая мотивирует детей на поиск ответов, однако
стараюсь, чтобы трудность была доступной и преодолимой для них. Организую их
активную деятельность в форме дискуссии, диалога, даю возможность самим найти
путь к получению новых знаний через самоутверждение.
Данный
метод мне как педагогу очень понятен и интересен и не вызывает никаких
трудностей в применении.
v Метод экспериментирования.
Стараюсь, чтобы экспериментирование пронизывало все сферы детской деятельности
– это приём пищи, трудовая деятельность, игры, образовательная деятельность,
прогулка и др. Почему я использую данную технологию? Известно, что
экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей
деятельностью дошкольника. Считаю, что это эффективное и доступное средство
интеллектуального, познавательного и речевого развития. Понимая, какое значение
имеет экспериментирование в развитии воспитанников, создаю условия для их
экспериментальной деятельности. Для проведения элементарных опытов в уголок экспериментирования
постоянно вношу какие-то новые интересные материалы и оборудование, вызывающие
познавательную и речевую активность детей.
Особую роль в использовании этого
метода отвожу родителям. Предлагаю им различные консультации,
из которых они узнают, как и какие опыты можно проводить вместе детьми, как
полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям
возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. Из консультаций
родители узнают, какие игры можно подбирать для совместной деятельности дома со
своим ребёнком для развития познавательно-речевой активности, внимания,
наблюдательности.
Метод экспериментирования
с дошкольниками применяю не так давно, поэтому эту тему я продолжаю изучать -
на страницах Интернета, в методической и научной литературе, посещаю
методические мероприятия ДОУ и города, стараясь перенять опыт других педагогов.
v Применение
исследовательского метода способствует
достаточному усвоению нового материала и закреплению ранее полученного. Являясь
«партнером» для своих воспитанников учу их наблюдать, выдвигать гипотезы, делать элементарные
выводы, обобщения, активизируя речь детей. В качестве предварительной работы перед
проведением исследовательской деятельности с детьми, включаю слушание сказок,
стихотворений, провожу подвижно-речевые игры, тем самым они с большим
удовольствием вовлекаются в деятельность. И пусть дети еще очень робко делают
свои первые предположения, гипотезы, но, тем не менее, это уже результат их самостоятельного
поиска, индивидуальной мыслительной и речевой деятельности. Они сами находят и
узнают истину. Выводы даются им ещё с трудом, пока остаётся основная роль за мной,
но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем мы все вместе повторяем,
что же предполагали и, что получилось.
Данный
метод вызывает у меня самой очень большой интерес, с удовольствием использую
его в работе с детьми, никаких затруднений он у меня не вызывает.
v Информационно-коммуникативные
технологии (ИКТ), которые значительно
расширяют возможности в сфере обучения и воспитания. Возможности использования
современного компьютера позволяют нам наиболее полно и успешно реализовать
развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения
информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка
большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Немаловажное значение использования ИКТ в своей
работе имеет оформление основной документации в электронном виде, что
значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно
вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей,
сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы
по всем направлениям работы в группе и другие. Через Интернет принимаю участие
в дистанционных конкурсах, Интернет-конференциях, педагогических олимпиадах.
Для отслеживания результатов усвоения
программного материала с воспитанниками провожу диагностическое обследование, в
процессе которого использую метод наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту
детей.
Анализ полученных результатов позволяет
выявить особенности усвоения программного материала группой в целом и
отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания индивидуальной помощи
отдельным детям по каждому разделу программы.
Анализ выполнения программных задач за
последние 3 года показывает стабильность
основных линий развития каждого ребёнка. (Приложение №1).
Параллельно
с обучающими методами в своей практике применяю и здоровьесберегающие технологии:
артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика, двигательный режим –
применение разумного сочетания специально организованной и свободной
деятельности детей; использование малых физкультурных форм – гимнастика
пробуждения, физкультминутки, гимнастики для глаз, частые смены динамических
поз, дыхательная гимнастика, закаливание, музыкотерапия, релаксация, в комплекс
утренней гимнастики включаю упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения
осанки и т.д. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за
период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает,
позволяет снизить количество заболеваний, повышает речевую активность.
Для реализации задачи по сохранению
и поддержанию физического и психического здоровья работаю совместно с
медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию. Для этого
созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья:
• способствую ежедневному соблюдению
режима;
• утреннюю гимнастику провожу в
облегченной спортивной форме;
• большую роль отвожу подвижным
играм, играм с движениями.
Благодаря
выстроенной модели физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий
в группе уровень заболеваемости за последние 3 года значительно снизился.
Эффективность воспитательно-образовательной деятельности
с детьми нашей группы во многом зависит от взаимодействия с учителем-логопедом.
Взаимодействие осуществляем в разных формах. Это совместное составление
перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение
интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Особую роль в воспитании и обучении детей группы отвожу тесной
взаимосвязи с родителями воспитанников, потому что малая
осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими
раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные,
а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости
совместной работы на всех этапах обучения
и воспитания. Для них разрабатываю консультации, провожу беседы, открытые занятия и праздники,
тематические встречи, круглые столы, создаю
презентации. В группе создан специальный фонд
материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях.
Это: библиотечка книг для родителей по проблемам развития, подборки
картинок под разные речевые задачи, дидактические игры, материалы для развития
мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации
совместного с детским садом плана действий по развитию речи и
интеллекта своего ребёнка. Газета «Дошколенок» – одна из наиболее эффективных
форм взаимодействия с семьёй. Газета помогает нам просвещать родителей в
вопросах речевого развития детей-дошкольников, обучать и развивать детей
через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего
интересного дела. Газета включает в себя постоянные рубрики: «Уроки
для родителей», «Домашняя игротека».
Результатом всей профессиональной деятельности
является участие в методических мероприятиях города, области, России. (Приложение
№2). Очень важно отметить участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня, где они
неоднократно завоевывают призовые места.
|