Одним из важнейших направлений
сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав
ребёнка в семье. Результаты проведённого в ДОУ исследования показали, что
нарушения прав ребёнка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих
достоинство ребёнка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе
телесных.
Исследования юридической грамотности родителей детей дошкольного возраста
позволили выявить, что большинством родителей(92%) не воспринимается как
нарушение прав ребёнка лишение свободы движения, которое относится к его
базовым физическим потребностям. Только половина родителей – 54%- считают, что,
оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права.
Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ, запирание ребенка
одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Исследования психологической грамотности родителей показало, что 85,7% родителей
понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьёзному
психологическому ущербу – а именно указывались такие ожидаемые последствия, как
неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во
взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 14,3% ожидают, что
ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм;
некоторые указывают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка
с взрослыми – «неуважению унижающего», потере доверия. Таким образом, основной
ущерб, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей
справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют
информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его
достоинства.
Вместе с тем установлено, что 51%
родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в
отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают
телесные или иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких
обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной
работы с детьми на основе взаимного уважения.
Таким образом, на лицо следующие факты:
- недостаточное понимание родителями
проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом
аспекте;
- рассогласование правильных аспектов о
том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании
наказаний и реальных методов регулирования поведения детей.
Родителям предложено проанализировать,
что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на
детей. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребенка, на
которое они не могут воздействовать по-другому: ребенок не слушается (24%),
ребенок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно
поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%). 40% в
качестве причины указали состояние взрослого: не выдерживают нервы (14%),
заканчиваются аргументы и терпение (6%), взрослые пытаются выместить свою
беспомощность на ребенке (4%), 14% прямо указали на отсутствие других способов
воздействия на ребенка; нет возможности избежать наказания (2%), у родителей
нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а что нельзя;
родители по-другому не могут повлиять на ребенка.
Таким образом, большинство родителей на
вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание
чаще всего происходит. Очевидно, именно в этих ситуациях родители не знают иных
способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его.
При этом около одной трети родителей склонны видеть причину не в ребенке, а в
педагогической беспомощности взрослых. При этом они называют типичные ситуации,
в которых им приходиться прибегать к телесным наказаниям. Эти данные позволяют
выделить те классы ситуаций, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и
организовать работу с родителями в направлении повышения их родительской
компетентности.
Таким образом, даже в обычной семье
нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное
явление. Типичная ситуация в которой возникают эти нарушения, - некомпетентные
воспитательные воздействия на детей.
Причина выбора именно этих методов
кроется:
- в аналогичном собственном детском
опыте родителей, на который мы не можем повлиять, но можем организовать работу
по переосмыслению его;
- отсутствие альтернативных моделей
поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;
- отсутствие рефлексии собственного
поведения как психотравмирующего.
Корреляционный анализ показал, что
методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного
отношения к ребенку, - это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации,
обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка.
Методы, отражающие субъективное отношение к нему, - критика, утешение,
обращение в шутку, обида. Родителей можно учить использовать именно эти формы
регулирования поведения детей.
Используя методику «Тест родительских
отношений» и проведя корреляционный анализ с результатами анкетирования по
методам наказаний, выделили характеристики группы
риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, власть матери, исполнение ею только роли
хозяйки дома. Таким образом в семьях, где матери не работают, больше
вероятность нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских
проблем может помочь выявить семьи, с которыми следует начать превентивную
работу или более детально исследовать принятые в семье способы регулирования
поведения детей. Эти проблемы могут быть объектом психолого-педагогического
коррекционного воздействия.
Частота использования наказаний связана
с установкой на важность агрессивного поведения вообще. Агрессия родителей в
этом случае не представляет собой реакции на ту или иную травмирующую ситуацию,
проблему, с которой они не могут справиться, а представляет собой исключительно
привычный способ поведения. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания,
в том числе физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок агрессивен
так же, как и они сами. Фактически в ребенке поощряется следование родительской
модели поведения.
Это очень важный вывод, который
направляет коррекционные усилия на изменение отношения родителей к агрессивному
поведению в целом.
|