Упражнения для развития мелкой моторики и координации
движения рук с текстом способствуют улучшению артикуляции, готовят руку к
письму, стимулируют развитие мышления. Кисти рук приобретают гибкость,
подвижность, исчезает скованность движений.
В данном материале идея пальчиковых игр со стихами,
развивается таким образом, что стихи, предлагаемые детям, имеют небольшой
сюжет, динамику. Движения меняются по ходу чтения текста: от мелких
(изображение пальчиками) к более «крупным» – жестам, движениям корпусом и др.
Это способствует лучшему запоминанию текста и движения, тренирует
произвольность внимания, предупреждает утомляемость, учит согласовывать свои
действия с общим ритмом, который задается стихотворным текстом. Небольшой объем
стихотворений позволяет педагогу в любой момент остановиться и уточнить
правильное выполнение двигательного действия.
Работа по разучиванию игр-стихотворений начинается с того,
что воспитатель читает детям стихи, а потом предлагает «показать» их и читает
повторно, сопровождая действиями. Наиболее сложные фигуры из пальчиков
отрабатываются отдельно. В ходе разучивания фигур поощряется помощь детей друг
другу.
Затем стихи проговариваются в медленном темпе, чтобы дети
успевали выполнять движения согласованно со словами, повторяя их за взрослым.
Стихотворение повторяется не более двух раз, так как координация движений с
текстом достаточно трудоемка для детей. Важно поддерживать веселый тон игры во
время разучивания, полностью исключить негативные оценки действий. Постоянным
лейтмотивом являются слова взрослого «Я тебе помогу, и у тебя все получится»,
«Давай вместе сложим твои пальчики», «Посмотри на деток и сделай так же».
При запоминании нескольких игр-стихотворений дети сами
выбирают последовательность пальчиковых игр. По мере разучивания и
автоматизации действий у детей появляется желание передать образ, включаются
мимика, интонации. Образец при разучивании предлагает воспитатель, в дальнейшем
поощряя детскую индивидуальность.
Выученные игры-стихотворения могут использоваться как
физкультминутки, для организации детей перед началом какой-либо деятельности, в
целях успокаивания после активной деятельности.
В дальнейшем дети сами по очереди проводят эти игры,
самостоятельно выбирают игру, контролируют правильность выполнения движений,
повторение текста за ведущим. Выполнение роли ведущего повышает самооценку
ребенка, позволяет и младшим . и старшим детям выбрать игру по своим силам, в
зависимости от уровня запоминания текста, сложности движений.
Предлагаемые игры были
придуманы автором для детей разновозрастной (3-7 лет) группы
кратковременного пребывания, опробованы на практике в разных группах детского
сада, хорошо усваиваются детьми. По данному принципу можно «поиграть» во многие
известные детские стихи, подобрав к ним доступные движения (главное, чтобы
стихотворение было достаточно простым и недлинным).
«Теремок»
Домик, домик, теремок
|
- две
ладони «крышей» над головой
|
Мы закроем на замок
|
- крепко
сжать пальчики в «замок» перед собой
|
Ни один зубастый зверь
|
- рычим,
напрягаем ручки, показываем «когти»
|
Не откроет эту дверь!
|
- ладошки
прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется»
за ними, затем выглядывает :«Ку-ку!»
|
«Кисонька»
Как у нашей киски
|
-
ладошками делаем над головой «ушки»
|
Молочко есть в миске
|
- руки
«ковшиком» перед собой
|
Киска молочко попьет
|
-
имитируем «лакание»
|
Лапкой
мордочку потрет
|
- правой
и левой рукой поочередно трем «мордочку»
|
Хвостиком
помашет
|
- рукой
делаем волнообразные движения
|
Весело
попляшет
|
- двумя
пальчиками «пляшем» на любой плоскости
|
«Гномик»
Жил-был гномик
|
- руки
сложены «колпачком» над головой
|
Старичок
|
- рука,
сжатая в кулачок, подпирает щеку
|
Спать ложился
|
- две
ладони вместе под другой щекой – «спим»
|
На
бочок
|
-
перекладываем две ладошки под другую щеку
|
Он
проснулся
|
- широко
разводим руки в стороны
|
Потянулся
|
-
потягиваемся
|
Вправо-влево
повернулся
|
- руки на
поясе, повороты туловища в стороны
|
Мух
вокруг всех разогнал
|
- машем
двумя руками перед собой
|
Их
ужасно напугал
|
- машем
руками-«крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»
|
«Ежик»
Ежик наш колючий очень
|
- сгибаем
и разгибаем пальцы на обеих руках
|
Ежик спать
|
- две
ладони вместе под щекой – «спим»
|
Никак
не хочет
|
-
отрицательно качаем головой
|
Весь
в клубок свернулся ежик
|
- руки в
плотном «замке»
|
Нет
ни головы,
|
-
дотрагиваемся до головы
|
Ни
ножек
|
-
дотрагиваемся до ног
|
Развернуться
он не хочет
|
- держа
руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы
|
Вот
какой упрямый ежик!
|
- плечи
подняты, недоуменно разводим руками
|
«Ласточка»
Улетела
ласточка
|
-
показываем «птичку» скрещенными перед собой ладонями
|
В теплые края
|
- машем
«крылышками»
|
Сделала там гнездышко
|
- руки
«ковшиком» перед собой
|
Ласточка
моя
|
- опять
показываем «птичку»
|
Маленькие
птенчики
|
- пальцы
соединены вместе – «головка с клювиком»
|
В
гнездышке сидят
|
- руки
«ковшиком» перед собой
|
Открывают
клювики
«Пи-пи-пи»
пищат
|
- пальцы
широко раскрываются и соединяются несколько раз
|
«Зайчик»
Зайчик
маленький сидит
|
-
пальчики в кулачок, указательный и средний выпрямлены – «ушки»
|
И ушами шевелит
|
- шевелим
«ушками» в стороны и вперед
|
Под большою елкой
|
-
соединяем пальцы двух рук вместе, прогибая, делаем силуэт «елки»
|
Спрятался
от волка
|
- ладони
сложены вместе, мизинцы отставлены вниз – «пасть», большие пальцы подняты –
«уши»
|
Мы
на злого волка
|
-
сомкнутые мизинцы поднимаются и опускаются
|
Веточкой
помашем
|
- машем
кистями рук
|
Мы
прогоним волка
|
- топаем
ногами
|
Зайчик
нам попляшет
|
-
«зайчик» поворачивается в стороны, шевелит «ушами»
|
«Мышки»
Тише,тише!
Тише, тише!»
|
-
прикладываем указательный пальчик к губам (по очереди правую и левую руки)
|
Поздно ночью ходят мыши…
|
- «идем»
медленно указательным и средним пальчиками по коленкам (столу)
|
Если кошка
|
-
ладошками делаем над головой «ушки»
|
Тут
как тут МЯУ!
|
-
пугаемся, закрываем глаза ладошками
|
Мышки
сразу убегут!
|
- «убегаем»
быстро указательным и средним пальчиками по коленкам (столу)
|
|