Пятница, 29.03.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь воспитателю » Консультации

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (20.1 Kb) ] 21.03.2016, 07:03

В общей методике развития речи детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: накопление словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Поэтому работу по формированию связной речи у детей пятого- седьмого года жизни рекомендуется проводить дифференцированно, в соответствии с уровнем сформированности речевых навыков ребёнка на основании диагностических данных. В зависимости от уровня речевого развития детей, было предложено три основных варианта последовательности обучения связной речи.

При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи рекомендуется педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

• добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

• составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

• составление рассказа с включением (исключением) объектов;

• составление рассказа по комплекту игрушек;

• рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

• придумывание рассказа о знакомом городе;

• составление рассказа по его названию;

• придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.

При среднем уровне речевых возможностей детей:

• пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок;

• пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;

• составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок;

• составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине;

• составление описательных рассказов (с использованием схем) ;

• творческое рассказывание.

Если уровень сформированности связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и понятным содержанием. В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее. При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико- грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Последующие два этапа – составление рассказа по серии картин и одной картине – лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой педагог может регулировать по собственному усмотрению.

Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последованность изложения, а также удержать её в памяти, вызывает немало затруднений у детей. Разработанные схемы позволяют решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания.

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения.

Пересказ используется и в старшей и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объём увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. В подготовительной группе происходит усложнение в разделах, это:

• обсуждение вариантов поведение героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

• аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

• проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа) ;

• установления причинно – следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию речи.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены. От этого зависит качество рассказов, воспроизведённых или составленных детьми. Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно – следственной зависимости и пр., но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико – грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (пособие Т. В. Филичёвой и Г. А. Каше) :

В чём Петя захотел признаться маме? – О чём мальчик поспешил рассказать маме? – Почему Петя рассказал маме о своём поступке? – За что Петя попросил у мамы прощения? Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения рекомендуется вариативность вопросов педагога к каждой фразе рассказа. С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например : Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или Петя захотел признаться маме, что он её обманул и щенок не виноват. И т. д.

Рекомендуется добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, ёмкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создаёт у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.

Очень важно то, с каким настроением педагог слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряжённое, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребёнка.

При организации фронтальных занятий логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста мной используется комплексно – игровой метод обучения. Сюжетно - тематическая организация занятия более целесообразна для активизации связной речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.

Помимо задач, направленных на развитие связной речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте.

Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках путешествия, приключения, игры. По мере того, как разворачиваются действия по сюжету, дети играя постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» и «речь». То есть ребёнок постигает само понятие «связная речь» и те компоненты, из которых она складывается.

Только в комплексном занятии, построенном на принципе от простого к сложному можно соединить все три звена развития речи детей: обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, а также способствовать развитию познавательных процессов, развитию творческих способностей детей и воспитанию нравственно – эстетических чувств.

 

Категория: Консультации | Добавил: Лютенко
Просмотров: 3278 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0